+7 495 582-83-02

Византия

Период

ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;

средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;

поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Характерные черты

Безумная роскошь и вычурность римских интерьеров меркнут перед тяжеловесной помпезностью Византии. Использовали грубые формы, но при этом хорошо их украшали.

Широкое распространение получает крестово-купольный тип храма.

Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью. Сильна власть церкви. Развита иконопись. Обыгрывалась атмосфера божественного присутствия.

Нет симметрии. Цвета яркие насыщенные.

Архитектура

Особенность ранних византийских церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми.

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки.

Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов к парусному, имеющему вид обрубленного с четырех сторон купола, форму, близкую к полному куполу, дало увеличение числа опор, например до восьми.

В более поздний период наиболее широкое распространение получает крестово-купольный тип храма, в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово-купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами.

архитектура византии  архитектура византии

архитектура византии  архитектура византии

Характерные архитектурные элементы

 

Колонны не имеют энтазиса. Капители колонн в большинстве случаев лишились абаки и приняли оригинальную форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие офантазированные формы растительного царства; нередко этот орнамент был обведён по рёбрам пирамиды узорным бордюром.

Использовались всевозможные арки – стрельчатые, клеевидные и полуциркульные.

Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.

Художественное творчество находилось под строгим контролем правивших классов и церкви. Религиозные требования сковали развитие скульптуры, так как православная церковь считала статую идолом. Скульптура в Византии, представленная рельефом (главным образом небольшими рельефами из слоновой кости), смыкалась с декоративно-прикладным искусством.

Живопись развивалась по трем основным руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись, книжная миниатюра. Здесь господствовали строгие правила изображения святых или событий из «священной истории». Художник должен был следовать канону—правилам иконографии, диктовавшим композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Изображения как правило, плоскостные.

При доме обязательно имелись кирпичные печи облицованные глазурованной плиткой.

архитектура в византийском стиле  архитектура византии 

 архитектура византии  архитектура византии

Материалы

Стены зданий в Константинополе возводились кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича - цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины - плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда - рядами камня) получила название византийской. Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.

Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. 

Стены и колонны здания были отделаны пластинами из различных сортов мрамора и оникса, а в некоторых залах - из стекла, расписанного цветами и фруктами. Золотистое мерцание стеклянных кубиков-тессер, из которых собирались потолочные и настенные панно, рождало атмосферу божественного присутствия.

Изображения, орнаменты

Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.

Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшения стен и сводов. Кубикам смальты предавалась необходимая для узоров форма. Упрощенный характер рисунка и ограниченное число красок усиливают декоративный эффект мозаик. Тон их обыкновенно золотой или синий. Очень декоративная мозаика на сводах хоров: в голубом медальоне, усыпанном звездами, изображен молящийся святой, окруженный овцами, перед большим крестом. Известны также мозаики фигура богоматери в синем одеянии, окруженная апостолами, на золотом фоне, в апсиде. В орнаменте изображали виноградные листья, лозу, гроздья винограда, цветы и фрукты.

Резьба по камню очень тонкая, иногда напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом.

Византия — родина иконописи. Задачи иконописи— воплощение божества в телесном образе. Само слово «икона» означает по-гречески «образ», «изображение». Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося.

искусство византии искусство византии  

Цвета

 

Цвета яркие насыщенные - синий, зеленый, багряный, красный, золотой.

Существует христианская символика цвета - вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, означает самого Христа. Голубой - цвет неба, чистоты. Красный - божественный огонь, цвет крови Христа. Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому. Белый - обозначение Бога. Черный - это тайны Бога.

Окна

Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна.

Оконные проемы закрывались мраморными плитами с ажурной резьбой, витражами из цветного или расписного стекла.

Шторы римские или итальянская пола.

окна византии

Двери

Для изготовления дверей использовалась бронза и серебро, а так же могли быть деревянными. По обе стороны дверей часто ставили бронзовых лошадей.

Полы

Напольные мозаики изготавливались по преимуществу из цветного мрамора, хотя иногда употреблялись такие полудрагоценные камни, как ляпис-лазурь, разные виды агата и даже горный хрусталь.

мазаика в византийском стиле

Потолки

Кессонированные деревянные с резьбой и расписанные орнаментом. С потолка спускались цепи, на которые крепились золотые чаши с едой.

Стены

Стены были отделаны пластинами из различных сортов мрамора и оникса, а также тессерами.

интерьер в византийском стиле

Элементы интерьера

Мягкая мебель - низкие диваны, тахты с подушками различных форм - заимствованы из восточных стран.

Кровать – массивное сооружение с деревянной крышей и балдахином на стойках. Украшалась тканями, коврами и резьбой по дереву. Для изготовления мебели использовали как дерево, так и металл.

Для византийского интерьера характерно зеркало в раме, форма которого напоминает срез базилики.

Для украшения интерьера использовали напольные фонтаны со скульптурным изображение в центре. Механические игрушки.

интерьер в византийском стиле  интерьер в византийском стиле 

интерьер в византийском стиле  интерьер в византийском стиле

интерьер в византийском стиле  интерьер в византийском стиле

мебель в византийском стиле

интерьер в византийском стиле  интерьер в византийском стиле

интерьер в византийском стиле  интерьер в византийском стиле 

интерьер в византийском стиле интерьер в византийском стиле интерьер в византийском стиле

Текстиль

Знаменитые византийские шелка с ткаными узорами поражают тонкостью работы. Шелковые полотнища украшали стены, укреплялись в арочных проемах. В случае если требовалось открыть проемы, занавеси завязывались или оборачивались вокруг колонн. А так же делали покрывала и скатерти.

Из Персии и стран Ближнего Востока обильно ввозились ковры и драгоценные ткани, которыми украшались ложа, табуреты и троны.

Подлинность византийского происхождения тканей можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный мотив - круг с фигурой животного (льва, слона, орла - символа власти). Сохранились шелка, вышитые золотой нитью.

Свет

Светильники изготавливали из золота и подвешивали на посеребренных медных цепях. Они имели форму обручей с закрепленными на них свечами. Так же использовали торшеры и бра.

интерьер в византийском стиле  интерьер в византийском стиле

НОВОСТИ


Все новости

© 2006 — 2013 rukodelnik.ru тел.+7 495 582-83-02; email: rukodelnik@bk.ru