+7 495 582-83-02

Романский стиль

Период

950 - 1250 гг.

Характерные черты

Интерьеры располагались в каменных массивных толстостенных замках с башнями, которые имели различные формы круглые, квадратные, обнесенные полукруглыми эркерами в которых размещались винтовые лестницы.

Замки тщательно вписывались в окружающий ландшафт, отсюда асимметрия и отсутствие анфиладности.

Линии - бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные

Характерны - полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.

Архитектура

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму.

Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды. Романские конструкции - это ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор.

В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.

В раннем Средневековье замковые залы были многофункциональными. Место для пиршеств становилось ночью спальней, здесь же по необходимости устраивали склад оружия.

архитектура в романском стиле   архитектура в романском стиле

архитектура в романском стиле   архитектура в романском стиле

Характерные архитектурные элементы

 

Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.

Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель.

Зальные помещения отапливались монументальными, пышными по своему декору каминами с высокой топкой. Топка часто накрывалась спускающимся с потолка колпаком, который украшался орнаментальной или сюжетной резьбой. Обрамление каминов могло быть резным, каменным, кирпичным или отштукатуренным.

архитектура в романском стиле   архитектура в романском стиле

архитектура в романском стиле   архитектура в романском стиле

Материалы

В ранний период строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Легко обрабатываемый известняк давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку. Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный.

В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен, разноцветный светлых и темных тонов он применялся в различных эффектных комбинация.

Изображения, орнаменты

На стенах изображали батальные сцены, сцены охоты, геральдические знаки, геометрический орнамент (кресты, спирали, квадраты). Большое место уделялось образам чудовищ. Так же изображали доспехи, мечи, щиты, французские лилии. На полу изображали знаки зодиака, лабиринты, шахматную доску, звезды и др.

орнамент в романском стиле   орнамент в романском стиле

архитектура в романском стиле   архитектура в романском стиле

Цвета

Коричневый, красный, зеленый, белый.

Окна

В основном окна были узкие с полуциркульным завершением или в виде уплощенной арки. Окна галерей соединяющих башни могут быть круглые или в виде трилистника или прямоугольника.

Для окон используются грубые плотные ткани, прямые полотнища или с подхватами в виде грубых шнуров. Так же можно использовать рулонные шторки из соломки или деревянные жалюзи. Карнизы деревянные с ковкой.

окна в романском стиле   окна в романском стиле

окна в романском стиле

Двери

Дощатые прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.

Полы

Каменные плиты или неглазурованная плитка с орнаментом, часто из цветных плиток выкладывали мозаику. Так же полы выкладывали массивными деревянными досками.

Потолки

Могут быть сводчатые, покрытые штукатуркой или кессонированным.

Стены

Стены помещения покрывались светлой краской или побелкой, по верх которой рисовались тонкие красные линии имитирующие кирпичную кладку или расписывались (батальные сюжеты и рыцарские поединки). Позже стены облицовывали деревом, на котором изображались развешенные ткани или монтировали металлическую орнаментику. На стены вешали охотничьи трофеи.

Элементы интерьера

Основные предметы мебели это грубо сколоченные сундуки, лавки, стулья, столы со сплошными боковыми щитами скрепленными металлическими оковками. Также существовали одноопорные столы. Самой универсальной мебелью был сундук, служивший скамьей и кроватью дома, чемоданом в дороге. Из него же произошел и шкаф - сундук вытянулся вверх, обрел дверцы и ножки. Стул был не просто предметом мебели - по высоте его спинки определялась знатность владельца. Стулья не имели обивки, были жесткими с прямой спинкой. Кровати массивные высокие с деревянной крышей и балдахином на четырех стойках и занавешенные со всех сторон шпалерами. Позднее мебель начинают оклеивать холстом, покрывать гипсовой грунтовкой и расписывать ее.

Итак, мебель того периода примитивна и интересна только с исторической точки зрения, т.к. цели украшения жилища она не служила.

мебель в романском стиле камин в романском стиле мебель в романском стиле мебель в романском стиле

мебель в романском стиле   мебель в романском стиле

мебель в романском стиле   мебель в романском стиле

мебель в романском стиле   мебель в романском стиле

мебель в романском стиле   мебель в романском стиле

мебель в романском стиле

Текстиль

Функциональное зонирование огромных залов в ранние периоды производились с помощью шпалер. Так же шпалеры развешивались по каменным стенам и в арочных проемах.

ковер в романском стиле

Свет

Люстры имели форму обручей из дерева или металла с закрепленными на них свечами, подвешенных на цепях к потолку.

НОВОСТИ


Все новости

© 2006 — 2013 rukodelnik.ru тел.+7 495 582-83-02; email: rukodelnik@bk.ru