+7 495 582-83-02

Классицизм

Период

1770 – 1804 гг.

Характерные черты

Классицизм (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.

Характерна симметрия, четкость и геометризм форм, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

Архитектура

Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек Барокко, мастера классицизма никогда не создавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.

Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия.

Интерьер, оформленный в классическом стиле - это, обычно, помещение правильной формы, излучающее покой и основательность, стиль не чрезмерен, не перегружен деталями, исполнен сдержанности и достоинства, вкуса и респектабельности. Классический стиль оправдал свое название, как "правильный образец для подражания". Все было строго определено: четкие и прямые линии, правильные симметричные формы, начиная от колонн, оконных проемов, мебели и кончая строгими геометрическими формами подстриженных кустов в саду. Для построения интерьеров была характерна анфиладность, когда комнаты как бы "нанизывались" на прямой коридор.

архитектура классицизма   архитектура классицизма

архитектура классицизма   архитектура классицизма

Характерные архитектурные элементы

 

Красота классицизма гармонична, стройна и благородна. Самым ярким символом этого стиля является античная колонна с ее четкими прямыми линиями.

архитектура классицизма   архитектура классицизма

Материалы

Все элементы интерьера требуют дорогого, качественного и натурального материала (дерево, камень, шелк). Элементы отделки, лепнины иногда "золотятся".

 В декоративном решении фасадных элементов корпусной мебели, в том числе секретеров и столов-бюро, сочетается естественная красота большой древесной поверхности (махагонь, сандал, туя, палисандр, эбеновое дерево и др., причем дуб - в основном в Англии и Германии). На такой поверхности, как правило, выложенной в технике маркетри, обычно помещается декоративный элемент в форме круга, овала, ромба и т. п. с орнаментальным или изобразительным сюжетом, а так же использовали бронзовые накладные медальоны, фарфоровые вставки и пр. Нередко двери шкафа, имеющие рамочную конструкцию, членятся по вертикали двумя или тремя филенками.

   В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.

Изображения, орнаменты

В орнаменте также преобладают античные растительные мотивы (меандр, акант, пальметты). Характерны украшения скульптурой, большими алебастровыми вазами, настенными панно и лепниной.

Основные мотивы украшений в классицизме XVIII века - заимствованные у античной Греции овы, астрагал (жемчужник), зубчатый фриз, триглифы, герма, кариатида, баранья голова, воловья и львиная маски, переплетение лент, завиток (волюты), гирлянда цветов, розетка, кифара. В английской мебели добавляются также готические темы: вензель, решетка, аркада, веревка и др. Решетчатая мебель подобно рокайльной чаще всего покрывается белой лаковой краской по левкасу, деревянные скульптурные детали золотятся. Много накладной бронзы.

Использовали технику эгломизе – вид узора на стекле, чаще зеркале, получаемый гравировкой с обратной стороны по серебряной амальгаме геометрического узора или растительного орнамента с последующей позолотой, серебрением или чернением гравированных мест. Техникой Эгломизе в эпоху классицизма украшали зеркала, мебель, рамы картин.

орнамент классицизма орнамент классицизма орнамент классицизма орнамент классицизма

 эгломизе    эгломизе

Цвета

Цветовое решение интерьера это спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных, кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых с теплыми коричневыми тонами.

Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники.

Окна

Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

Шторы используются из тканей светлых пастельных тонов без ярко-выраженного рисунка, изящно драпирующиеся и закладывающиеся в мягкие складки; наиболее подходят модели с портьерами и тюлем ручной закладки складок и «классическим» ламбрекеном ( всевозможная комбинация свагов, джаботов, галстуков, перекидов).

окна в стиле классицизм

Двери

Прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

двери классицизма   двери классицизма

Полы

Что касается полов, классицизм, который берет начало во временах древних греков и римлян, взывает к натуральным материалам. Деревянный, мраморный или каменный пол, который также может быть отделан художественным паркетом из дерева ценных пород с правильным геометрическим рисунком.

 полы в стиле классицизм

Потолки

Достаточно большое внимание уделялось потолку – его украшали лепниной, однако старались не раскрашивать.

потолки в стиле классицизм

Стены

Что касается оформления стен, узор предпочитается геометрический. Широкие полосы - самое популярное решение. Стены иногда обтягиваются специальными интерьерными тканями.

Элементы интерьера

Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. В мебели уже нет той слитности деталей в единую массу, здесь вновь подчёркивается конструктивный принцип. Этому принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания предмета. Он сводится к самому необходимому.

    К середине 70-х годов XVIII века во Франции все большее распространение находят комоды письменные столы, дамские бюро, секретеры с прямыми ножками, ровными горизонтальными карнизами и тягами.

Популярными были спинки кресел в форме античной лиры или щита с орнаментом.

    Отличительный признак классицизма в предметах мебели - строгая прямоугольность общего контура и членений шкафов, комодов и другой мебели для хранения вещей, конструктивная и тектоническая простота и ясность форм. За пределы контура могут незначительно выходить лишь углы карниза и опорные элементы, как правило, зрительно поддерживающие карниз и сами имеющие плоскую или скульптурную проработку. Встречающаяся иногда изогнутость фасада по горизонтали имеет строго циркульный характер. Нередко над карнизом устанавливается аттик (декоративный ленточный выступ на классическую тему).

    Спинки стула, дивана и кресла, утратив скульптурность Барокко, имеют геометрически вычерчиваемый контур простой геометрической фигуры - круга, овала, вытянутого овала, прямоугольника, трапеции, геральдического щита.

    Если в мебели Рококо гнутые ножки непосредственно "перетекали" из корпуса предмета, то в классицизме снова подчёркивается их функция опорных конструкций. Они выпрямляются и уподобляются сужающимся к низу колоннам. Опоры всех предметов мебели имеют как правило, строго вертикальную ориентацию (у стульев и кресел только передние ножки). Чаще всего они точеные, по форме конические или перевернуто- пирамидальные, почти всегда имеют каннелюры.

Очень активно используются зеркала, их устанавливают между ножками эксклюзивной мебели, на потолке, между окнами и т.д.

Появилось зеркало-псише — впервые появилось в 1790 году как составляющая дамского туалетного столика. Прямоугольная или овальная деревянная рама зеркала-псише крепилась на столике, сундуке или на основании в форме миниатюрного бюро по типу мольберта с помощью двух стержней с шарнирами. Конструкция псише позволяла регулировать угол наклона отражающей поверхности зеркала.

мебель в классицизме мебель в классицизме мебель в классицизме мебель в классицизме

мебель в классицизме мебель в классицизме мебель в классицизме мебель в классицизме

мебель в классицизме мебель в классицизме мебель в классицизме мебель в классицизме

мебель в классицизме интерьер в стиле классицизм интерьер в стиле классицизм интерьер в стиле классицизм

мебель в классицизме   мебель в классицизме

мебель  в стиле классицизм   интерьер в стиле классицизм

интерьер в стиле классицизм   интерьер в стиле классицизм

интерьер в стиле классицизм   интерьер в стиле ампир

интерьер в стиле классицизм   интерьер в стиле классицизм

Текстиль

Для обивки мягкой мебели употребляли специальные штучные ткани - гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются тканями в полоску или с цветочным орнаментом.

Свет

В стиле классицизм источники света играют очень важную роль. При изготовлении люстр и светильников используются хрустальные подвески. Они достаточно массивны в исполнении. В особенности люстра, которая по правилам данного стиля занимает центр зала. Она обязательно должна быть из хрусталя, отблески которого играют по всему помещению, предавая ему особенную роскошь. Часто такая люстра была снабжена яркой стеклянной сердцевиной - рубиновой, изумрудной, лазуревой или бирюзовой, что придавало ей особую драгоценность.

НОВОСТИ


Все новости

© 2006 — 2013 rukodelnik.ru тел.+7 495 582-83-02; email: rukodelnik@bk.ru