+7 495 582-83-02

Древний Рим

Период

VII в. до н.э. - V в. н.э.

Характерные черты

Циклопическая кладка. Арочные своды. Колоннады.

Римское жилище – это атриумно-перистильный дом, построенный по принципу анфиладности.

В мебели господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавили к перенятым у греков основным формам, гораздо больше внимания уделяли они богатому, помпезному оформлению. Характерна вычурность декора. Насыщенные цвета.

Архитектура

Характерны арочные и сводчатые конструкции, позволившие перекрывать большие пролеты, не обращаясь к тяжелым каменным балкам. Для погашения горизонтального распора арки опирались на массивные стены или контрфорсы. В оболочку свода или купола вводились каркасные и разгрузочные арки, позволявшие облегчить конструкцию и обеспечить ее амортизаторами. По периметру куполов делались опорные массивные кольца, работающие как затяжки.

Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее помещение. 

Существовало лишь два типа жилищ: жалкие хижины бедных и дома для богатых.

Основные помещения дома:

Вестибул - вход, прихожая

Таберна - такие комнаты могли примыкать к атриуму, но при этом иметь свой собственный вход снаружи и не иметь прохода внутрь. Обычно их занимали под мастерские, склады или лавки

Атриум - крытый двор со световым колодцем (комплювий) над бассейном (имплювий- водоем в атриуме, куда собиралась дождевая вода). За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу, позднее очаг из этой комнаты исчез. Изначально атриум был местом сна матери семейства. Напротив входа в дом была глубокая ниша для её кровати, смотревшая на атрий с глубокой нишей —Римляне сохраняли эту нишу как знак святости брака. Здесь хранились ценности рода: тяжёлый сундук с семейными ценностями. Затем атриум превратился в публичную, приёмную часть дома, парадный зал. Был наиболее богато обставленной частью дома.

Таблинум — кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы, семейные записи и портреты предков. Был большой комнатой — приемной, расположенной между атриумом и перестилем. Как правило, не имел дверей к атриуму, только занавеску или парапет, а от перестиля мог отгораживаться деревянными экранами или дверьми.

Триклиний— пиршественный зал, столовая, была выделена в отдельную комнату. Римляне ели, возлежа на ложах. Три ложе располагалось ложа буквой П

Крылья, ала — открытые помещения по бокам от таблинума, иногда там ставят изображения предков, Лары, делают полки, ставят шкафы, помещения служат для демонстраций богатства дома. Дверей нет.

Кубикулы— спальня, несколько таких помещений окружали атриум и перистиль. Для римлян были менее важными, чем прочие комнаты дома, их потолки были сводчатыми и более низкими. На мозаичном полу могло быть обозначено рисунком, куда ставить кровать.

Кукина или коквина— кухня. К кухне примыкали различные службы: прачечная, пекарня, помещения для винного и масленного прессов, лестницы, ведущие в комнаты рабов, кладовые и амбары.

Перистиль— открытый внутренний двор для личной жизни семьи. Окружен колоннами, поддерживающими крышу.

Писцина— водоем в перистиле. Также в перистиле устраивался садик — виридарий, ставились статуи, стены расписывались фресками.

Фауцы— коридоры, которые соединяли атриум и перестиль.

Пинакотека  — картинная галерея, и библиотека.

Общественные туалеты предназначались для коллективного пользования . Каменные сидения, хорошо сохранившиеся, находятся на трех сторонах, а канал для чистой воды - внизу под sellae pertusae (сидениями). В воде небольшого канала находились губки.

  

Характерные архитектурные элементы

 

Колонны превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе пилястры.

  

  

  

  

Материалы

Горы Италии богаты строительным лесом и камнем: базальтом, туфом, крупнопористым известняком. На основе природных цементирующих добавок в вяжущие растворы - вулканического пепла (пуццоланы) - здесь впервые стал применяться в строительстве бетон. Из притесанных камней неправильной или ромбовидной формы выводились две лицевые стенки; пространство между ними заполнялось бетонной массой - слои щебня заливались известково - пуццолановым раствором. Кладка на растворе, отличавшая римскую строительную технику от греческой кладки насухо, давала возможность строить быстро.

Наиболее экономичными и практичными в работе были своды смешанной конструкции из кирпичных арочных ребер, выложенных по деревянной опалубке, с последующим заполнением промежутков тонкой бетонной оболочкой. Но широкое использование красного кирпича начинается в эпоху империи, когда римляне знакомятся с принципами возведения сводов и куполов в архитектуре Востока.

Для мебели наиболее часто использовалась древесина кедра, туи, оливы, ясеня и клена, для интарсии — самшит, пальма, платан и черное дерево. Стремлением к роскоши обусловлено то, что наряду с древесиной применялись и дорогостоящие материалы: бронза, мрамор, золото, серебро, слоновая кость, рог, панцирь черепахи. Часто изделия мебели высекались из мрамора или полностью отливались из бронзы.

Изображения, орнаменты

Основными элементами орнаментики были растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. Комбинации цветов, листьев и вьющихся побегов наподобие натюрмортов были строго симметричны и стилизованы. Часто встречались изображения зверей, символически используемые фигуры орлов, львов, крылатых хищников или сфинксов смело использовали их для украшения мебели, особенно ножек и спинок стульев. У римлян впервые в истории стилей мы встречаем осознанную стилизацию. К способам декоративного оформления относились резьба, гравировка, роспись, позолота, фанерование, инкрустация. Во внутреннем оформлении жилища помимо столяров принимали участие специалисты по бронзовому литью, токари, граверы, чеканщики, резчики по дереву и слоновой кости.

Перед входом на полу изображались собаки на цепи из кусочков мозаики - тессер в сдержанной черно-белой гамме.

  

  

Цвета

 

Характерны насыщенные цвета: жёлтый, красный, терракота, пурпурный, зелёный, черный.

Окна

Окна первых этажей были маленькие, оконные проемы закрывались ставнями из дерева, металлическими решетками или резными мраморными пластинами. Рамы с частыми переплетениями изготавливались из бронзы. Шторы римские или итальянская пола.

Карнизы деревянные или металлические с флеронами.

Двери

Входные двери обычно были двухстворчатые и открывались внутрь. Делались они из дерева; металл использовался только для дверей храма. Но мало-помалу распространилось обыкновение покрывать и двери частных домов металлическими пластинками.

Полы

Пол устилался тщательно подогнанными друг к другу цветными камнями и мраморными плитами, из которых составлялись геометрические фигуры; или же в очень крепкий раствор цемента вдавливали маленькие кусочки разноцветного мрамора и располагали их таким образом, чтобы получилось изображение какого-нибудь предмета, как можно более похожее на оригинал и формой, и окраской. Подобная мозаика достигала таких же эффектов, как и написанная красками картина.

В бедных домах пол по-прежнему просто покрывался слоем глины, смешанной с черепками.

Потолки

В небольших помещениях гладкие, отштукатуренные или деревянные. В более значительных помещениях покрываются лепниной или ступковым орнаментом. Потолки могли быть кессонированные или сводчатые. Во времена Сенеки любили украшать свод стеклянными пластинками.

Стены

Стены штукатурились под окраску или облицовывались камнем. Большое внимание уделялось настенной росписи. Стены украшали множеством расписных картин.

  

Элементы интерьера

В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Мебель для сидения - табурет, складной стул и кресло. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса. Кресло часто дополнялось скамеечкой для ног. Скамьи 3х видов – простая, со спинкой и подлокотниками и парадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему. Вокруг круглого обеденного стола устанавливались три ложа, на каждом из которых могли расположиться три человека. Традиционная кровать, обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки несли четырехугольную деревянную раму с низким — косым или изогнутым изголовьем. Профилированные поперечины, интарсия и бронзовые украшения на раме придавали этой мебели очень эффектный вид. На базе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу.

Стол имел различное назначение. Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол обычно на трех ножках. Ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап или в виде фигуры фантастического животного. Можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. Так же существовал стол — т. н. gartibulum, — который стоял на почетном месте в атрии, по форме напоминал креденцу и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой и волютами. Для хранения предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки.

Римский интерьер украшало множество предметов обстановки из бронзы и железа: канделябры, треножники, столы и другие мелкие бронзовые вещи и приспособления.

Плетеная мебель имела совершенную форму и была прекрасно исполнена.

  

  

  

  

  

  

   

Текстиль

Атриум был окружен помещениями не имеющими общих с ним стен и поэтому занавешивались тканями, которые днем поднимались, а ночью опускались (римская штора).

Мебель покрывается яркими пурпурными покрывалами и подушками. 

   

 

Свет

Для освещения использовали канделябры, бронзовые триножники, масляные лампы и факелы.

НОВОСТИ


Все новости

© 2006 — 2013 rukodelnik.ru тел.+7 495 582-83-02; email: rukodelnik@bk.ru