+7 495 582-83-02

Ампир

Период

1804 - 1825 гг.

Характерные черты

Ампир ( от франц. empire - империя) - стиль завершающий эволюцию классицизма.

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.

Ампир отличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Декоративное решение стиля Ампир преобладает над конструктивным.

В интерьерах ампира царят упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей. Лёгкость и изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию - холодный расчёт.

Архитектура

Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястр, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.

Однотипные золочёные украшения покрывали и шкаф, и шкатулку, и обложку книги. В интерьере царил своеобразный маскарад. Предметы словно переодевались: мраморная шкатулка на поверку оказывалась картонной, яшмовый флакон - фарфоровым или стеклянным. Целые помещения менялись ролями. Спальни оформляли в виде военного шатра, а в будуаре французской императрицы камин служил хранилищем для передвижной ванны.

архитектура ампира   архитектура ампира

Характерные архитектурные элементы

 

Монументально массивные портики (дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.д.).

Также ампир впитывает в себя отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы: большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.п.).

Мраморные скульптуры на сюжеты римской мифологии располагались в нишах, между колонн.

камины в стиле ампир

Материалы

Широко применялись для декорирования мрамор и бронза. Из бронзы изготавливались светильники, часы, статуи, ею инкрустировались мебель и предметы интерьера. В предметах мебели функцию опорных устоев и подлокотников выполняли отлитые из бронзы фигуры различных животных, а поверхности обрабатывались накладным орнаментом. Но, поскольку обилие позолоченной бронзы делало её слишком дорогой, то столяры нередко прибегали к имитации. В частности, бронза заменялась позолоченным папье-маше, из которого выполнялись и детали декоративного убранства мебели, например, львиные, орлиные или козлиные лапы, бараньи головы, львиные маски, лебеди, сирены и др. На более позднем этапе развития ампира мебельные изделия уже перенасыщены бронзовым декором. Кроме того, появляются предметы, в основном небольшие, декоративные, полностью исполненные из золочёной бронзы, а также из серебра и стекла.

Символом стиля ампир стало так называемое красное дерево, красивая экзотическая древесина, которой покрывали все предметы мебели-«люкс». Даже когда мастера работали с местной древесиной, они старались использовать не ствол, а корень с более прихотливым, чётким рисунком волокон, напоминающим красное дерево.

Ничего нового в приёмах исполнения и отделки мебели в это время не возникает. Столяры ограничиваются очень простой, но доведённой до совершенства техникой фанеровки. Фанера, всегда тщательно отполированная, изготавливается из тёмного дерева. Все чаще своё применение находят и светлые породы: клён, ясень, черешня, лимонное дерево. Тёмные тона и строгие формы мебели вместе со строгими по рисунку обоями, обивкой, занавесями вносят в интерьер настроение холодной и даже мрачноватой торжественности.

Инкрустация исчезает почти полностью. Встречающийся иногда орнамент маркетри представляет собой мозаику из мрамора, севрского фарфора, малахита.

Изображения, орнаменты

Парадный пафос и театральное великолепие. На стенах ампирных построек строгие декоративные мотивы, взятые из республиканского Рима - ленты, гирлянды, сменяются лавровыми венками победителей, символами воинской славы - мечами, копьями, щитами, шлемами.

Триумфальная тематика заметно вытеснила пасторальную.

Мебель того времени обильно украшена изображениями факелов, трофеев, различных типов оружия (копий, щитов и даже пушек). Но, пожалуй, одной из отличительных черт ампира стало использование в декоре буквы N (начальной в имени Наполеона), а также императорских орлов. Ими украшались кресла и стулья, диваны, фасады шкафов. Египетские мотивы (пирамиды, иероглифы, сфинксы) так же использовались в оформление интерьера и в декоре мебели.

Одну или все четыре стены покрывали так называемые панорамные обои, изображавшие фантастические виды африканского леса или долины с руинами.

Своеобразные "окна" появились даже на вещах: блюдах, вазах, кофейниках, табакерках. Вместо привычных орнаментов и цветов их украшали городские и сельские пейзажи, заключённые в рамку.

орнамент ампира   орнамент ампира   

Цвета

Насыщенно зеленый, пурпурный с золотыми акцентами, розовый, небесно-голубой, белый.

Окна

Портьеры и драпировки окон сложной изящной формы с благородными складками и драпировкой, служат украшением окна и интерьера в целом. В отделке используются кисти или близкие по тону и фактуре ткани.

окна ампира   шторы ампира 

Двери

Прямоугольные, филенчатые с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах. Такое декоративное обрамление маскируется под архитектурную конструкцию с помощью подчеркнутой архитектоники форм и лаконичной пластики.

двери ампира   дверь в стиле ампир   дверь в стиле ампир

Полы

  Полы настилаются паркетом, как правило, составленным из цветных пород дерева. Так же используется разного цвета мрамор из которого выкладываются узоры с греко-римскими мотивами.

пол в стиле ампир

Потолки

Потолки окрашивают в белый цвет или иногда в цвет слоновой кости и отделывают по углам простым декором.

потолок в стиле ампир   потолок в стиле ампир

Стены

Стены красились и украшались фресками. В декоре используются античные архитектурные формы: фризы, колонны, пилястры, корнизы . Так же стены затягивались шелком с орнаментом в виде ромбов, кругов и овалов.

Элементы интерьера

    Мебель ампира была далеко не такой удобной, как перед этим. Комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями. Предметы служили, прежде всего, репрезентации и напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шёлковая обивка мебели.

    Даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином. Ложе "охраняли" сфинксы или львы, вырезанные по углам.    

    Столы-бюро, стулья и кресла, подобно зданиям, опирались на колонны и золочёные статуи, заменявшие ножки, и часто украшались акантовыми листьями. Подлокотники же "укладывались" на фигурки различных животных (как реально существующих - львов, лебедей, так и мифических - грифонов).

Обеденные столы имели обычно круглую столешницу и были достаточно массивны.

    Завоеванием стиля ампир можно считать округлые сервировочные столики, а также популяризацию гефидона (миниатюрного круглого столика на одной ножке). Стиль обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов (горка, книжный шкаф, состоящий из нескольких частей). Другие новинки: узкий сервант и узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды. К числу самых типичных мебельных форм ампира следует отнести рекамье - короткую элегантную кушетку с высоким, плавно изогнутым изголовьем, имеющим форму не то гондолы, не то лебединой шеи. Все эти предметы украшались бронзовыми аллегорическими.

Для форм боковин диванов часто используется мотив рога изобилия; одинаковые с двух сторон боковины S-образной формы имеют нередко и кровати. Кроме этого в моде также столы с "остроумными" механизмами, которые по нажатию кнопки могли менять форму и размеры предмета.

мебель в стиле ампир мебель в стиле ампир мебель в стиле ампир мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир мебель в стиле ампир мебель в стиле ампир мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир мебель в стиле ампир мебель в стиле ампир мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир   мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир   мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир   мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир   часы в стиле ампир

мебель в стиле ампир   мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир   мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир   мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир   мебель в стиле ампир

мебель в стиле ампир интерьер в стиле ампир интерьер в стиле ампир интерьер в стиле ампир

интерьер в стиле ампир   интерьер в стиле ампир

интерьер в стиле ампир   интерьер в стиле ампир

интерьер в стиле классицизм   интерьер в стиле ампир

интерьер в стиле ампир

Текстиль

Разнообразные ткани: шелк, атлас, хлопок, вискоза, парча однотонные или с классическими рисунками хорошо сочетаются с формой мягкой мебели и цветом древесины.

Прямоугольные подушки на сиденьях, плотно обтянутые тканью, узор которой нередко подражал прожилкам мрамора, походили на каменные плиты. Мягкая мебель, стулья, обивались кожей, шелком. При этом, чаще всего, выбирались яркие цвета - золото, синий, пурпурный, зеленый.

текстиль в стиле ампир

Свет

Для освещения чаще всего используются люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого стекла. Хорошо смотрятся в таком интерьере и бронзовые или позолоченные люстры с плафонами, имитирующими свечи.

люстра в стиле ампир

НОВОСТИ


Все новости

© 2006 — 2013 rukodelnik.ru тел.+7 495 582-83-02; email: rukodelnik@bk.ru